20134662fnb

Республиканский госкомитет по взаимодействию с органами местного самоуправления желает разделять и объединять

Недавний конфликт, закрутившийся вокруг объединения поселений Мегрега и Куйтежа Олонецкого района, к слову, продолжающийся по сию пору, обнаружил неготовность местных жителей, органов районной власти, республиканского правительства, парламента Карелии к ответу на вопрос: какой должна быть структура поселенческой власти, каким образом создать устойчивую финансово-экономическую основу для её функционирования?

Жители села Куйтежа, какими бы сладкими караваями обещаний их не кормили, в данный момент не хотят объединяться с соседней Мегрегой. Даже ради экономии средств, которые-де пойдут на нужды поселения. И на то есть ряд причин. Во-первых, личностно-психологические мотивы. Идею объединения рекламирует, точнее сказать, навязывает куйтежанам администрация Олонецкого района, к которой доверие у граждан основательно подорвано ещё с осени, когда под теми же благовидными предлогами экономии средств олонецкие начальники сперва объединили административно школы двух поселений, а затем решили тихой сапой закрыть куйтежскую.

Во-вторых, чутьё по отношению к реформам, проводимым в последние 25 лет, помогает куйтежанам понять, кто должен платить за их беды. Они справедливо полагают, что отнюдь не по их вине развалился зверосовхоз и всё остальное здешнее производство, кормившее работников, а потому пусть власть, затеявшая реформы, и раскошеливается на содержание деревни.

До сих пор объединение Куйтежи с Мегрегой списывалось на блажь районной власти, однако загудевшие в правительственных кабинетах разговоры о будущем местного самоуправления Карелии, заставляют думать, что слияние сёл – это не инициатива района, а надвигающаяся очередная «реформа» местного самоуправления в Карелии.

И эта догадка недавно подтвердилась в ходе заседания комитета Законодательного собрания Карелии по госустройству и вопросам местного самоуправления (дело было 14 декабря), на котором вместе с олонецкой делегацией, убеждавшей комитет в необходимости объединения сёл, присутствовал и ораторствовал памятный управленец катанандовских времён Владимир Войнов, кстати говоря, в те годы непосредственно участвовавший в формировании нынешней поселенческой системы. Это и его рук дело.

Теперь он говорит о том, что в момент создания нынешней поселенческой модели планировалось иметь на территории республики всего 70 поселений (их у нас 109, в том числе 87 сельских). Но тогда, мол, такой инициативе многие воспротивились, и число административных единиц в итоге выросло до 109, что и принесло, по его мнению, отрицательные плоды, которые и нужно сейчас исправить. В. Войнов рассуждал на заседании парламентского комитета о необходимости объединять поселения, где это надо, а где они неуправляемы из-за разбросанности, возможно, и разукрупнять.

Прозвучавший посыл чиновника весьма определен, несмотря на мягкость формулировок. Это становится тем более очевидным, если учесть заявления А. Худилайнена об экономии средств местных бюджетов – преимущественно за счет слияния районных и городских администраций. Слова В. Войнова вполне вписываются в контекст губернаторских интенций, и это говорит лишь о том, что правительство собирается не только объединять администрации районов и райцентров, но и укрупнять поселения.

Подтверждением этой точки зрения явилось сообщение о решении совета Нюхчинского сельского поселения от 14 декабря с.г. об объединении с Сумпосадским поселением путем присоединения к последнему.

Помнится, на упомянутом заседании комитета Заксобрания В. Войнов говорил, что такие разбросанные, а потому неуправляемые поселения, как например Поросозерское, надо, напротив, разукрупнять. Однако что же мы видим на деле? За кажущейся объективностью в речах прячется глухое к реальным проблемам чиновничье администрирование. Это сказано с полной уверенностью, потому что при рассмотрении вопроса о присоединении Нюхчи к Сумскому Посаду возникает лишь недоумение: как авторы идеи и её инициаторы себе это мыслят и что думают по этому поводу жители старинного поморского села?

Нюхчу от Сумпосада по прямой отделяют более 55 километров. Протяженность автомобильной дороги, если её вообще можно назвать подобным словом, превышает 60 километров. По ней и летом добраться до Нюхчи составляет сложность, зимой же дорога совершенно не проезжая – никто не очищает её от снега. Единственным регулярным средством сообщения с миром является железнодорожная ветка Беломорск – Обозерский. Как при таких условиях осуществлять управление, как будет обеспечена «шаговая доступность» власти, сколько люди будут ждать решения того или иного вопроса и в какие, наконец, затраты им выльются путешествия до Сумпосада – непонятно. Более того, Сумпосадское сельское поселение уже и так вобрало в себя все населенные пункты восточнее Беломорска. Насколько оно управляемо, хотелось бы спросить у руководителей госкомитета?

Объединение населённых пунктов должно побуждать к более глубоким размышлениям. Карельское правительство считает, что нищие бюджеты сёл и деревень республики от сокращения штатов выиграют определённые суммы, которые смогут направить на свои нужды. Но не всё так просто, как кажется. Можно сослаться на аналогичный по последствиям процесс оптимизации школ, который на первых порах дал определённый финансовый эффект, но одновременно привёл к катастрофическим последствиям – ускоренному исчезновению сёл.

«Оптимизация» органов власти в отдалённых местностях Карелии неизбежно повторит ту же ошибку. Не имея возможности решить необходимый вопрос на месте, побывав ради него за несколько десятков километров и побившись, как рыба об лед, люди почувствуют обречённость жизни в своём селе или деревне, и те, которые смогут, постараются уехать. Скоро в запустении всё будет пребывать.

 

Фото: forum.there.ru