В парламенте Карелии пятница выдалась необычайно жаркой.

25 января на экстренное заседание комитета по образованию, культуре и делам молодежи, помимо самих депутатов, пришли более 200 человек – музейные работники, преподаватели, ученые, представители карельских и культурных обществ. Столько людей, не обличенных властью и которых обычно называют абстрактным словом общественность, еще ни разу не собирались в этих стенах в качестве одной из сторон диалога. Заседание пришлось проводить в большом зале ЗС РК.

Проблема, по которой экстренно заседал комитет, накануне взорвала информационное пространство Карелии: бывшего губернатора республики Андрея Нелидова назначили директором музея-заповедника «Кижи». Оправившись от первого шока, люди, а особливо музейные работники, лихорадочно стали организовываться, писать обращения и статьи, давать интервью, выступать перед различными аудиториями.

Немало выступлений было и на комитете Заксобрания. Пожалуй, наиболее интересно и содержательно говорили работники самого музея-заповедника «Кижи», в частности недавний директор Ельви Аверьянова. Из уст заслуженного музейного работника публика и журналисты услышали, что на самом деле ее отставка и назначение на этот пост Андрея Нелидова были не такой уж и неожиданностью. Событию предшествовала целая эпопея противостояния между старой дирекцией, с одной стороны, и экс-главой республики и подконтрольной ему «Корпорацией развития Карелии», с другой.

Если попытаться пересказать Ельви Валентиновну вкратце, картина выходит следующая. Экс-глава Карелии и «Корпорация развития» проявляли коммерческий интерес к музею-заповеднику и препятствовали созданию природоохранной зоны. Губернатор за неделю до отставки даже вызвал директора музея на ковер, чтоб отчитать по этой теме перед своими министрами и руководителями «Корпорации». Правда, тогда его потуги коммерциализировать «Кижи» и воспрепятствовать созданию охранной зоны оказались тщетны: помешала отставка.

Однако он не отказался от своей идеи взять под контроль «Кижи». И даже довел ее до конца. Характерно для этой ситуации, например, то, что верный наперсник Нелидова Иван Романов, который в начале 2012 году был его представителем в ЗС РК, сейчас стал первым замом новоиспеченного директора. Хотя к музейному делу он не имеет никакого отношения – Романов известен исключительно как бизнесмен и бывший депутат. Очевидно, опыт и навыки работы именно в этих сферах и нужны новой дирекции. Иначе довольно странную историю с переворотом в музее, которую многие называют «рейдерским захватом под прикрытием Мединского», не объяснишь.

Дело, по большому счету, даже не в личностях. Не имеет большого значения, фамилии Нелидова и Романова фигурируют здесь или какие-либо другие. Важно то, что наша страна в процессе реформ и либерализации дошла до того, что история и культура, крупные памятники делаются источником прибыли и теряют в глазах власти всякий другой смысл. Более того, как считает депутат-коммунист карельского парламента Александр Степанов, все происходящее закономерно вытекает из российской действительности последних десятилетий:

 Естественно, мы, коммунисты, поддерживаем требование общественности защитить наш уникальный карельский памятник от бизнес-структур. Я бы просто хотел обратить внимание, что то, что происходит, это не частный случай, это проявление всеобщей закономерности.

Это тот подход, который господствует в нашей стране последние 20 лет по отношению к объектам истории и культуры, высшим учебным заведениям, образованию, науке. Это сугубо неолиберальный подход: или зарабатывайте, или умрите.

Если говорить об этом кадровом назначении, то дело не в персоналиях, которые надо было трудоустроить, как думают некоторые. Естественно, это и никакая не ошибка Мединского, который якобы что-то не знает. Это просто показатель того, что определенный крупный капитал решил заработать на памятнике всемирного значения. Это показывает, что крупный бизнес может пролоббировать в нашей стране все, что угодно. Поэтому общественности нужно объединяться и бороться с этим сообща.

Фото: temples.ru, karelia-zs.ru