Еще одно градообразующее предприятие республики стало заложником интересов различных групп. Его трудовой коллектив пока молчит, хотя пора предпринимать самостоятельные шаги.

 Огромный и перспективный актив – Кондопожский ЦБК – как плод созрел, чтобы упасть в чьи-то руки. В чьи? Ответа на этот вопрос мы не знаем. Но основные участники состязания проявились, – высказал недавно гипотезу карельский политолог Анатолий Цыганков в своем материале под названием «Групповые интересы».

Среди тех, кто сейчас заинтересован в судьбе предприятия, А. Цыганков называет группу гендиректора предприятия Владимира Бибилова, с одной стороны, и правительство Карелии – с другой.

По предложенной версии событий, правительство Карелии хотело подвергнуть ОАО «Кондопога» процедуре банкротства и ввести внешнее управление. Это, кроме полугодового контроля над ЦБК, дало бы доступ ко всем документам, которые возможно содержат крайне интересные сведения о деятельности команды нынешнего гендиректора.

Поэтому группа Бибилова поспешила сама начать процедуру финансового оздоровления (одна из форм банкротства), чтобы не потерять контроль над предприятием.

Интрига, однако, заключается в том, кто станет владельцем долговых обязательств «Кондопоги» на момент завершения внешнего и введения конкурсного управления. В этой ситуации станет неважно, у кого какой пакет акций. Все будет решаться собранием главных кредиторов. И здесь группа Бибилова, равно как и карельское правительство могут оказаться не у дел.

Наибольшее беспокойство в этой ситуации вызывает индифферентность трудового коллектива ЦБК. Шесть тысяч его работников в настоящий момент не проявляют соответствующей активности и не пытаются хотя бы как-то контролировать деятельность групп, затеявших процесс банкротства и могущих взять под контроль предприятие, хотя именно коллектив ОАО «Кондопога» в случае развития событий по негативному сценарию пострадает больше всех.

В связи с этим А. Цыганков предлагает работникам комбината свой взгляд на то, как можно защитить их интересы: «Перебрав возможные варианты, правильнее всего поступить, на наш взгляд, по-капиталистически. Трудовому коллективу, сбросившись деньгами, нанять хорошего специалиста, занимающегося именно вопросами банкротства. Уж шесть тысяч работников сумеют, наверное, собрать сумму, чтобы нанять на работу квалифицированного специалиста. Естественно, никто не мешает в состав рабочей группы наблюдения от лица трудового коллектива включить и борца за справедливость, и профсоюзного деятеля, но они должны быть на третьих ролях (общественное представительство). Эксперт-профессионал, отрабатывая деньги, должен разоблачать все совершаемые действия, наносящие вред трудовому коллективу и биться за интересы шести тысяч работников Кондопожского ЦБК. Если так не поступить, то значит отдать владение ситуацией в руки других, у кого могут быть свои планы на будущее комбината.

Возникла уникальная ситуация, когда трудовой коллектив может заявить о себе в полный голос. Не надо мучать президента страны открытыми письмами (бессмысленное занятие, В. Путин не поможет). Не надо пугать министра МВД Карелии В. Кукушкина акциями протеста в Кондопоге (силовое рассеивание протестующих ему только в плюс пойдет). Не надо рваться в общественную приемную партии «Единая Россия» (это уж совершенно глупое дело). Надо нанять на временную работу антикризисного специалиста – только и всего. Следует заняться финансовым оздоровлением комбината, а не уличной борьбой», — пишет в своей статье карельский политолог.

Остается только добавить, что судьба комбината и города, для которого он является источником жизни, действительно, находится в руках его работников. Никто другой отстаивать их интересы до конца не будет. Однако нельзя полностью и во всем согласиться с А. Цыганковым, который упустил один существенный момент.

Сейчас на первый план для коллектива выходит не столько задача нанять грамотного эксперта, сколько организоваться вначале для защиты своих интересов. Без самоорганизации и возникших в ее результате структур найти и проконтролировать специалиста по банкротству, который бы представлял интересы коллектива, просто не удастся. Подобной структурой, как показывает исторически опыт, вполне может стать независимый профсоюз.

И еще один штрих. Сейчас ни в коем случае нельзя впадать в иллюзии, которые насаждает как правительство, так и старое руководство ЦБК, доведшее его до ручки после смерти Федермессера. Как бы не оказалось, что причиной кризиса является вовсе не спад спроса на газетную бумагу, не кредиты предприятия и его социальные обязательства, а причины куда более прозаические. Такие, например, как жадность и алчность владельцев. Кстати, в этом отношении команду Бибилова нельзя назвать ни бессребрениками, ни аскетами.

 

Фото: kondopoga.ru